На телеканале "Россия К" – авторский цикл искусствоведа Паолы Волковой "Мост над бездной" (12-15 ноября, 23:30). В новых выпусках предметами бесед станут полотна Рембрандта ван Рейна, Винсента Ван Гога, Пабло Пикассо и Каземира Малевича.
"Мост над бездной" – это документальный цикл, диапазон тем которого обширен – от Возрождения до концептуализма XX века. Шествие через века и есть сквозное действие всей программы. Автор и ведущая проекта Паола Волкова, ученица Мераба Мамардашвили и Льва Гумилева и известный искусствовед, – из числа тех, кому дано видеть, воспринимать и облекать в словесные формы то, что скрыто от непосвященного взгляда. Волкова прослеживает новые связи между отдаленными художественными формами, не лежащими на поверхности, но очень существенными для понимания искусства в целом. "Программа напрямую не связана с историей искусства, она скорее выделяет известные творения разных эпох. История искусства состоит из периодизации и хронологии. Периодизация отличается от хронологии тем, что первое – это всегда концепция. "Мост над бездной" – это ни первое, ни второе! Это принципиально рассыпанные художественные вещи. В моем рассказе появляется то одна картина из одной эпохи, то другая из другой эпохи. Через одну картину можно узнать целую эпоху, а также узнать, какие тайны хранят великие полотна и судьбы их создателей", – считает Паола Волкова.
Героями предыдущих выпусков были шедевры Джотто, Альбрехта Дюрера, Сандро Боттичелли, Андрея Рублева, Диего Веласкеса, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Иеронима Босха.
"Рембрандт ван Рейн. "Возвращение блудного сына" (12 ноября, 23:30). Искусствовед Паола Волкова рассматривает творчество великого нидерландского художника Рембрандта в ряду современных ему художников, место Рембрандта в художественной культуре, а также рассказывает о совершенно особом месте, которое занимает среди его работ полотно "Возвращение блудного сына". Картина не только оставила свой след в последующих образцах мировой культуры, в том числе в творчестве режиссера Андрея Тарковского. Герой художественного фильма "Солярис" (1972) Крис Кельвин возвращается к отцу в заключительной сцене.
"Винсент Ван Гог" (13 ноября, 23:30). В программе, посвященной творчеству выдающегося представителя постимпрессионизма, историк искусства Паола Волкова проясняет для зрителя характеристику творчества Ваг Гога, данную самим художником – "горящий костер", останавливается на характерных чертах его произведений: особой работе с цветом, новаторстве в композиции. По мнению исследователя, картины Ван Гога периода его жизни в Арле, признанного расцветом творчества, содержат в себе парадокс: творческие прозрения, воплотившиеся в полотнах, были знаком истощения воли художника к жизни.
"Герника" Пабло Пикассо" (14 ноября, 23:30). Картина "Герника" (исп. Guernica) была заказана Пабло Пикассо испанским правительством, которое собиралось разместить шедевр в павильоне на Всемирной выставке в Париже. Паола Волкова проникает в закономерности отражения темы войны в живописи Испании на примерах картин "Сдача Бреды" Диего Веласкеса и серии офортов Франсиско Гойи "Бедствия войны". Она обнаруживает трансформации темы и философии понимания войны у великих испанских художников на протяжении столетий и таким образом устанавливает связь и несомненность преемничества между модернистом Пикассо и классикой живописи.
"Казимир Малевич" (15 ноября, 23:30). Искусствовед Паола Волкова рассказывает о Казимире Малевиче, ключевой фигуре искусства ХХ века, не только как о художнике. Она рассматривает его вклад в культуру в целом. Предметом беседы стали новаторские эксперименты художника-авангардиста с цветом, апогеем которых стал "Черный квадрат". Решительное разделение цвета и формы изображаемого привели Малевича к смелым опытам в сфере дизайна. Он стал провозвестником новой эстетики, которую предложил массовому сознанию век индустрии. Художник-новатор, изучавший влияние цвета на психику и физиологию человека, предложил миру многое из того, без чего сегодня трудно представить современный быт – оранжевую куртку дорожных рабочих, изумрудный халат хирурга…
|