К юбилею театра "Ленком" на телеканале "Россия К" - премьера документального сериала "Марк Захаров: моё настоящее, прошлое и будущее" (8-11 октября, 23:45) и телепремьера спектакля "Пер Гюнт" (13 октября, 22:05).
Документальный сериал "Марк Захаров: мое настоящее, прошлое и будущее" (8-11 октября, 23:45) – это рассказ культового режиссера, любимца публики и баловня судьбы о своей удивительной жизни. Его ранние постановки запрещала цензура. Но это не стало концом карьеры для Захарова – в его жизни не один раз случалось "обыкновенное чудо".
"У Владимира Ивановича Немировича-Данченко есть такие слова, я не помню дословно, но смысл таков: "Господи, помоги мне воздержаться от суждений, к которым я не имею отношения, – говорит Марк Захаров. – Спаси меня, чтобы я не высказывал свои суждения по любому поводу. Это очень актуально, и легло мне на душу, и этому я стараюсь следовать всю жизнь".
Марк Захаров вспоминает детство, родителей, учебу в ГИТИСе, режиссёрский дебют в Студенческом театре МГУ, работу в театре Сатиры и театре им. Вл. Маяковского, и как из молодого, начинающего режиссёра он превратился в руководителя театра "Ленком". Ну и, конечно, своих любимых актёров, спектакли и фильмы, ставшие уже культовыми. Из этих его ярких и смешных эпизодов рождается биография целого поколения.
"Для меня было очень лестно, когда меня сам Плучек пригласил в театр Сатиры в качестве актёра и режиссёра одновременно, - вспоминает Захаров. - Внутренний голос мне тогда сказал: ни в коем случае не соглашайся быть артистом, а вот в режиссуре у тебя есть какое-то право". В этом театре он поставил спектакль "Доходное место" с участием Миронова, Папанова, Менглета, Пельтцер, который стал сенсацией и имел ошеломительный успех у публики. "Хотя когда мы только начали работать, и я представил свою режиссерскую экспликацию, Татьяна Ивановна Пельтцер произнесла замечательную фразу, которая была предвестником нашей будущей любви: "Ну что за время такое настало? Как только человек ничего не умеет, так он сразу стремиться быть режиссером". Первым поверил в меня Георгий Павлович Менглет, потом стал неплохо относиться Анатолий Дмитриевич Папанов, затем подтянулись все остальные. Андрей Миронов – особое явление в моей жизни. Он обладал каким-то умением, которое иногда ставил под сомнение Анатолий Дмитриевич Папанов – человек, защищавший Москву в 41-м году, ночевавший в открытом поле среди сожженных деревень. Он говорил: "Ну какие огорчения были у Андрюши в жизни, ну максимум два – чёрствые пирожные и холодный кофе". Тем не менее, у Миронова было врожденное чувство, которое ему очень помогало. Он пропускал все через сердце, умел страдать". Несмотря на аншлаги, спектакль "Доходное место" был снят и запрещён министром культуры Екатериной Фурцевой, которая сказала, что это недопустимая акция, идеологически вредная".
Потом был театр им. Вл. Маяковского, где Захаров поставил спектакль "Разгром", и, наконец, театр "Ленком", который он возглавляет до сих пор. За годы руководства Марку Анатольевичу удалось собрать одну из лучших трупп Москвы и сделать "Ленком" заметным явлением в российской театральной жизни. За гениальные постановки ("Легенда о Тиле", "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты", "Юнона" и "Авось", "Поминальная молитва", "Город миллионеров", "Королевские игры", "Шут Балакирев") его знают и почитают десятки тысяч театралов.
Захаров всегда успешно совмещал театр и кино, создавая своё собственное направление. Фильмы "Тот самый Мюнхгаузен", "Обыкновенное чудо", "Двенадцать стульев", "Формула любви", фразы из которых стали крылатыми, сделали Захарова предметом обожания миллионов телезрителей. "Очень важный момент в жизни – это мой поход в кинематограф. Как объяснили мне опытные кинематографисты, что это вещь не случайная, она закономерная, что у меня присутствует некое кинематографическое мышление".
Одним из главных для Захарова и в работе, и в отношении к себе является юмор: "Самые счастливые мгновения в моей режиссёрской жизни связаны со смеховыми взрывами в зрительном зале. Когда зритель смеётся, много смеётся, а потом смех переходит в аплодисменты, я получаю какой-то заряд счастья, особенно если шутка или острота придумана мной. Это блаженство".
По признанию Захарова, в последнее время его всё больше волнуют вопросы, "зачем мы родились, для чего, что мы можем и не можем, что должны и не должны делать, каким образом мы размышляем и занимаемся самопознанием": "У Шварца есть гениальная фраза: "Слава храбрецам, которые умеют любить друг друга, зная, что всему этому приходит конец. Один я бессмертен". Раньше я воспринимал это как просто красивую литературную фразу, которая не несёт какой-то боли, глубинной человеческой значимости. "Слава храбрецам, которые осмеливаются любить…" Эта фраза в последние годы всё чаще всплывает в моём сознании. И я отдаю должное великому Шварцу".
13 октября в 22:05 – телепремьера спектакля Марка Захарова и Олега Глушкова "Пер Гюнт" с участием Антона Шагина, Александры Захаровой, Сергея Степанченко и Виктора Ракова. По мотивам одноимённой драматической поэмы Генрика Ибсена о праве личности на свободу, о цене этой свободы, о выборе собственного пути.
|