30 сентября юбилей отмечает легендарный режиссёр, основатель Театра на Таганке Юрий Любимов. В этот день в эфире телеканала "Россия К" – программа "Театральная летопись. Избранное" (22:25) и спектакль Анатолия Эфроса "Всего несколько слов в честь господина де Мольера" (23:15).
Программа "Театральная летопись. Избранное" (20–24 апреля, 19:55) построена в форме беседы основателя "Таганки" с известным деятелем кино, режиссером и сценаристом Андреем Смирновым.
Юрий Петрович Любимов рассказывает о годах учёбы во 2-м МХАТе и Вахтанговском училище, вспоминает свои первые роли и учителей. "Моя судьба мне в творчестве помогла встретить замечательных людей, которые оказали на меня огромное влияние, – говорит Любимов. – В век, когда я постигал наше непостоянное искусство, люди выражались образно. Игорь Моисеевич Толчанов нам говорил: "Вы должны общаться с партнером так, как вилкой в глаз, – чтобы брызнуло".
На вопрос о том, почему актёр Любимов сменил профессию и стал пробовать себя в режиссуре, Юрий Петрович отвечает: "У более-менее думающего артиста, как у всякого нормального человека, возможны и подъёмы, и спады… Так и у актера: кажется ему, что как-то остановился, потом что-то начинает не нравится… Постепенно и у меня стал зарождаться скептицизм к моей деятельности. Я часто спорил с режиссёрами, потому что у меня возникало острое чутье: как можно сделать тот или иной фрагмент. Когда работал в кино, очень часто просил снять лишний дубль, и он впоследствии входил в картину. Постепенно понял, что у меня есть дар – заранее видеть результат".
Размышляя о своём режиссёрском методе, Любимов говорит, что главное в постановке для него форма: "За всю свою жизнь, поставив более ста спектаклей, я убедился, к сожалению, чем больше я даю воли господам-артистам, тем они быстрее разваливают спектакль. Форма держит спектакль, она заставляет актёра самому думать, как мне сыграть и ничего не забыть, потому что партитура роли очень сложная. Мои спектакли кинематографичны, раскадрованы на эпизоды. В них есть сильный, постоянно меняющийся визуальный ряд".
Режиссёр вспоминает период становления Театра на Таганке, работу с актерами в спектакле "Добрый человек из Сезуана", который всегда шёл с неизменным аншлагом и стал символом театра. Любимов рассказывает, почему решил сыграть как актёр в спектакле Анатолия Эфроса "Всего несколько слов в честь господина де Мольера" (30 сентября, 23:15) и как ему работалось с другим режиссёром: "Артисты стали меня упрекать, что я гоню их на результат, и нарушаю творческий процесс. Что, мол, я перестал быть актёром, и перестал понимать актёрскую природу. А меня Толя (Эфрос) как раз пригласил в телеспектакль "Несколько слов в честь господина де Мольера". Я специально решил влезть в шкуру актёра, и решить этот спор, прежде всего, для себя, действительно ли я неправильно поступаю со своими артистами. Во время съёмок я заключил с Эфросом пари, которое выиграл. Чтобы мне было спокойнее, я брал с собой на съемки текст моей роли. Конечно, я его знал наизусть, но с текстом чувствовал себя увереннее. Порой я приклеивал листок куда-то, иногда клал его на спину Ольге Яковлевой, иногда – на грудь. Эфрос ни разу не заметил, что я читаю текст. В результате, сыграв эту роль, я не убедился в правоте моих артистов и всё равно остался при своём мнении". Запись 1973 года. В ролях: Юрий Любимов, Лев Дуров, Александр Ширвиндт, Леонид Броневой, Лев Круглый, Валентин Гафт, Ольга Яковлева. По мотивам произведений Михаила Булгакова и пьесе Ж.-Б.Мольера "Дон Жуан".
|