С 26 по 29 марта в 23:00 в эфире телеканала "Россия - Культура" – премьерные программы авторского проекта Михаила Левитина "…И ДРУГИЕ", рассказывающего о незаслуженно забытых людях советского прошлого – актёрах и режиссёрах, писателях и журналистах.
Первая программа "…И ДРУГИЕ". Борис Глаголин (26 марта, 23:00) посвящена знаменитому русскому актёру дореволюционного периода, сейчас забытому, и известному лишь немногим специалистам. Борис Глаголин родился в Саратове, однако прославился в Санкт-Петербурге, куда приехал с целью стать первым артистом города. С этой задачей он блистательно справился. Актёр обладал многообещающей новизной, необузданностью темперамента, противоречивостью характера. Близорукий, со слабым голосом и вечно больными связками он преодолел все свои несовершенства и потому никогда не прощал их другим – сразу же "лез в драку". Поклонник театра времён Нерона, он придумал особый "театральный язык", разрушивший стереотипные отношения между актёром и зрителем. Глаголин, веривший, что "театры должны становится храмами", поначалу встретил революцию воодушевлённо, однако вскоре понял, что пришли люди, не готовые жить по заповедям Христа. Он переехал в Америку, где создал собственную студию.
Вторая программа "…И ДРУГИЕ". Фёдор Каверин (27 марта, 23:00) рассказывает о жизни актёра и режиссёра-экспериментатора, увлечённого поисками театральных идей и новаций. С самого детства он любил театр, особенно Малый. На его базе он создал собственную Студию. Однако руководство Малого театра не рассчитывало, что в Студии будут ставиться экспериментальные спектакли, совсем не похожие на то, что играли в театре раньше. Из-за возникших разногласий студийцам пришлось покинуть театр и начать скитальческую жизнь. Каверина называли "ироническим режиссёром". Он обладал невероятным чувством юмора и смелостью. Ставил яркие спектакли, которые отличались парадоксальностью мышления и богатством фантазии во многих театрах страны. Однако жизнь Студии не сложилась: она так никогда и не обрела своего дома. Актёры уходили, постоянная смена мест мешала работать. В итоге, в своём дневнике Каверин напишет: "Как я люблю театр и ненавижу его. Как я люблю актёров и презираю их".
Следующая программа "…И ДРУГИЕ". Василий Шкваркин (28 марта, 23:00) раскрывает перед зрителями историю "советского Мольера", как называли комедиографа современники. Василий Шкваркин был невероятно популярен, его пьесу "Чужой ребёнок" одновременно ставили в 500 театрах, однако, в отличие от своих знаменитых друзей – Михаила Булгакова и Юрия Олеши – писатель был забыт. Сын дворянина, свою первую пьесу Шкваркин написал для конкурса драматургии. Он сочинял "бесконфликтные пьесы", посвященные жизни обывателей. В них жил юмор и интеллигентное отношение к происходящему, свойственные самому драматургу. Однако критики нещадно нападали на Каверина и смеялись над его произведениями, которые так нравились зрителям. После очередного скандала Василий Шкваркин перестал писать совсем. Так театр потерял драматурга, который дарил людям настоящую радость.
Заключительная программа "…И ДРУГИЕ". Юдифь Глизер (29 марта, 23:00) посвящена одной из самых любимых актрис Сергея Эйзенштейна и самой, по его мнению, способной. "Местечковая", страстная, горластая, Юдифь, наряду с Серафимой Бирман и Эрастом Гариным, была представителем блестящей эксцентрической школы. Она создала ряд образов, отмеченных остротой и смелостью сценических решений, глубиной психологического анализа, сценической выразительностью. Ни в одной новой роли её невозможно было узнать. Глизер сама подбирала костюмы, грим, выбирала невероятные сочетания цветов. Характерная, острая, когда она играла, других актёров на сцене как будто и не существовало. Однако, несмотря на огромный актёрский талант, ролей для неё в кино и театре нашлось не так много. Но каждая из них становилась событием в театральной и кинематографической жизни страны.
|