20-21 февраля в 22:15 на телеканале "Россия - Культура" – премьерный показ авторской программы Сергея Соловьева "Те, с которыми я…", посвящённой одному из любимейших российских актёров, народному артисту России Александру Збруеву.
В программе Сергей Соловьев пытается раскрыть феномен необычайной преданности и постоянства личности Александра Збруева, проявляющиеся во всех сферах его жизни. Ведь главное для актёра, по словам самого Збруева, – это его жизненная позиция, всё то, что сложилось внутри. Соловьёв считает, что артистическая судьба Збруева – "это блестящая судьба абсолютно удачливого актёра и человека, и збруевское существование в нашей российской культуре – это особая чудесная страница этой культуры".
Жизнь Александра Збруева каким-то мистическим образом связана с Арбатом. Как и Булат Окуджава, Збруев мог бы сказать о себе: "Арбат – ты мое отечество, ты и радость моя, и моя беда…". Именно здесь он появился на свет в знаменитом Родильном доме имени Г. Л. Грауэрмана. На Арбате жила его благополучная семья. Здесь же арестовали его отца, заместителя наркома связи, которого вскоре расстреляли. Александр своего отца живым так и не застал. Вскоре их с матерью, как членов семьи "врага народа", тоже арестовали и отправили на пять лет в исправительно-трудовой лагерь под Рыбинском, который, к счастью, впоследствии заменили ссылкой. Когда им разрешили вернуться в Москву, они вернулись в родную квартиру. В 1945 году Александр пошел в первый класс 69-й московской школы, которую, как признаётся сам, окончил благодаря усилиям мамы. Среди местной послевоенной шпаны он получил кличку "интеллигент", вполне соответствующую его происхождению. "И здесь, на Арбате, не зря кличка у него была "интеллигент", забрела к Саше какая-то для бандюков и хулиганов совершенно неожиданная и дикая мысль – податься в артисты, – рассказывает Сергей Соловьев. – После Щукинского училища он оказался опять же недалеко от Арбата, в театре Ленинского комсомола, где служит до сих пор. И я могу сказать, что арбатский хулиган Саша – человек совершенно необычайной верности и постоянства. Всё в его жизни происходит только по этому главному для него закону – верности и постоянства… Саша очень бережно и нежно относится к "Ленкому". Я думаю, прежде всего, потому, что здесь он встретил Олега Янковского, Сашу Абдулова, и именно они образовали артистический облик театра. Они обожали друг друга, и были частью этой троицы. Но никогда в жизни я от них не слышал признаний в любви и верности друг другу, хотя любовь и верность, безусловно, были. Верность – это чувство, которое не могут разломать никакие внешние обстоятельства…".
Александр Збруев верен не только театру, но и себе – он не ищет дешёвой популярности, не снимается в сериалах и не любит общаться с прессой, считая, что актёр должен быть интересен своими ролями в кино и театре, а не скандалами из личной жизни. "Саше даже не нужен указ о неприкосновенности личной жизни, – говорит Соловьев, – потому что этот указ он осуществил сам по себе со своей жизнью давным-давно и следует этому указу очень чётко и очень ясно".
С Сергеем Соловьевым они дружат уже более сорока лет, их объединяет работа в фильмах "Наследница по прямой", "Мелодии белой ночи", "О любви", "Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви". "Судьба Александра Збруева, артистическая и личная, очень во многом зависела от того, что с ним происходило в кино, – продолжает Соловьев. – А в кино у него была невероятная популярность и великая народная любовь, когда почти сразу после института он сыграл в картине Александра Зархи "Мой младший брат". Саша был суперзвездой. Но его суперзвёздность не сделала с ним самим вообще ничего из того, что она обычно делает с людьми. Он абсолютно пропустил её мимо ушей – вот это его совершенно фантастическое существо… Саша абсолютно не заточен на успех, на победы, он заточен на жизнь. Когда мы играли эпизоды в моей картине "О любви" по Чехову, я понял, что Саша – идеальный чеховский артист, может, в силу клички своей "интеллигент", то есть он действительно исключительно тонок и интеллигентен внутренне. И эти тончайшие нюансы жизни человеческой души, доверчивые, человечные, сострадающие, измученные ложью – это оказывается именно то, что Саша понимает с исключительной точностью и ясностью…".
|