11 февраля – 110 лет со дня рождения одной из самых ярких актрис советской киноэпохи Любови Орловой. К этой дате в вечернем эфире телеканала "Россия-Культура" – художественные фильмы "Весёлые ребята", "Цирк", "Светлый путь", "Весна". В день рождения актрисы, 11 февраля, в 21:40 – программа "Больше, чем любовь. Любовь Орлова и Григорий Александров".
Программа "Больше, чем любовь. Любовь Орлова и Григорий Александров" (11 февраля, 21:40) – это рассказ об истории любви и славы великой актрисы, ставшей символом целой эпохи, и её мужа – знаменитого режиссёра. Любовь Орлова и Григорий Александров были ослепительной звёздной парой. Даже дома они никогда не переходили на "ты", не выходили из образа.
Об Орловой всегда ходило много легенд. Она не любила вспоминать своё докинематографическое прошлое и предпочитала окружать себя ореолом тайны. Один из необычных фактов её биографии – это происхождение, которое ей приходилось скрывать. Она – потомок древнего рода Орловых, возвысившихся при вступлении на престол Екатерины II. Веками этот род прославляли мужчины, а в жестоком и непредсказуемом XX веке его прославила женщина – Любовь Орлова.
Семья Орловых дружила с Фёдором Шаляпиным. По одному из семейных преданий, однажды Шаляпин увидел маленькую Любочку в детском спектакле и произнес: "Эта девочка будет знаменитой актрисой!". Эта фраза оказалась пророческой. Сначала Орлова училась в балетной школе и в Московской консерватории. Иногда она зарабатывала на жизнь, подрабатывая тапёром в кино. В середине 1920-х годов работала в Музыкальной студии имени Немировича-Данченко статисткой в кордебалете и пела в хоре. А потом произошла судьбоносная встреча с Григорием Александровым, и началась её головокружительная карьера киноактрисы.
В 1933 году в Гаграх Александров начал снимать джаз-комедию "Веселые ребята". Орлова приехала на съёмки, навсегда покинув театр, причём не помогли никакие уговоры. Не в её характере было объяснять, что уходит она не из-за съёмок в кинофильме, а из-за того, кто этот фильм снимает. Позже Орлова признавалась: "Я увидела голубоглазого золотоволосого бога, и всё было кончено".
Во время работы над фильмом оператор Нильсон в одном из писем жаловался: "Снимаем жуткую халтуру, тем более вредную, что всё это, несомненно, будет иметь успех, и станет стилем советского кино. Хуже всего, когда на площадке появляется "хозяйка". Гриша совсем потерял от неё голову и, видимо, собирается после окончания картины жениться". С первой картины Александров окружил Орлову небывалым вниманием: он ставил каждый её жест, поворот головы, взмах ресниц; были определены точки, с которых камеры не должны к ней приближаться, внимательнейшим образом работал со светом. Потом были ленты "Цирк", "Волга-Волга", "Светлый путь", "Весна", ставшие символами советской эпохи, а Любовь Орлова – её лицом.
За всю их совместную жизнь ни у Орловой, ни у Александрова не было никаких романтических отношений на стороне, никаких любовных треугольников, кроме одного, отнюдь не любовного: он, она и Сталин. "Известно, что Орлова была любимой актрисой Сталина, известно, что генералиссимус покровительствовал режиссёру Александрову, – рассказывает внучка сестры Орловой Нонна Голикова. – Все их фильмы очень трудно пробивались на экран, через массу препятствий, через дебаты и дискуссии. Но это в основном была ревностная борьба коллег и завистников. Последнее слово всегда было за Сталиным, который, как правило, всем работам Орловой и Александрова давал жизнь и выпускал в свет".
Народная молва утверждала, что Орлова и Александров – единственная супружеская пара, которая может свободно выезжать за границу. Это действительно было так. Сталин знал, кого выпускать. Орлова свободно владела французским и немецким, была органична и на светском рауте, и на официальном приёме, и в приватной беседе с любой знаменитостью. Всё это вполне могло улучшить и имидж вождя, и имидж страны. "Неслучайно родилась легенда, что на одном из просмотров очередного фильма Сталин сказал Александрову: "Если хоть один золотой волос упадет с её головы, мы вас расстреляем", – вспоминает Голикова. – Для меня было потрясением, когда после смерти Сталина Орлова произнесла: "Наконец-то он сдох".
Жизнь Орловой и Александрова четко поделена на два периода. Первый – это время создания самых известных и популярных в их творчестве фильмов "Веселые ребята", "Цирк", "Волга-Волга", "Светлый путь" (6-9 февраля, 0:10), "Весна" (11 февраля, 20:00). Второй начинается с середины 1950-х годов. Любовь Петровна работает в театре им. Моссовета, Александров руководит объединением на "Мосфильме", преподаёт во ВГИКе. Но, к сожалению, созданные им в те годы фильмы уже далеки от былого успеха.
Любовь Орлова умерла в 1975 году. Закончились 42 года любви Александрова и Орловой, которые сделали Любовь Петровну лучшим и, пожалуй, единственным воплощением мифа о стране героев, мечтателей, учёных, нестареющих "весёлых ребят".
|