Реализация федеральной целевой программы по развитию цифрового телерадиовещания в России должна быть приостановлена, а сама программа - скорректирована. В противном случае к 2020 г. в России, по словам генерального директора холдинга "ПрофМедиа" Рафаэля Акопова, может остаться лишь один канал - "РосПерГаз ТВ" (Россия-Первый-Газовый).
О том, что ФЦП необходимо скорректировать, глава "ПрофМедиа" заявил на XIV международном конгрессе Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) в присутствии заместителя министра связи и массовых коммуникаций Александра Жарова и главы НАТ Эдуарда Сагалаева. "Ее следует адаптировать к новым технологическим и существующим социальным реалиям", - подчеркнул Рафаэль Акопов.
Он заявил, что необходимо исключить из ФЦП дифференциацию каналов в вопросах доступа к цифровому спектру и гарантировать действующим эфирным региональным и федеральным вещателям конверсию из аналога в цифровые мультиплексы. Кроме того, Рафаэль Акопов уверен, что в ФЦП необходимо включить меры целевой государственной поддержки всех эфирных вещателей для адаптации к OTT за счет аукционного перераспределения высвободившихся аналоговых частот, включить в ФЦП меры по стимулированию внедрения ШПД в России, а также предусмотреть меры по стимулированию создания национальной частной системы дистрибуции контента на платформе OTT (Over The Top TV - модель телевидения, при которой видеоконтент доставляется на высоких скоростях через Интернет с использованием любой существующей технологии подключения).
"Актуальными задачами для регулятора являются в этой связи введение в России единого порядка лицензирования в разных вещательных средах и на различных платформах, - подчеркнул Рафаэль Акопов. - Наведение порядка в частотном спектре должно вылиться в аукционный принцип распределения частотного ресурса, включая частоты под новые системы связи. Может, телевизионщики захотят их купить и сами направят деньги в бюджет, а не будут их оттуда получать?"
Глава "ПрофМедиа" уверен, что существующая ФЦП угрожает развитию отрасли телерадиовещания. "Эфирная цифра в России не нужна вещателям (одних из-за нее закроют, у других резко вырастут расходы, в частности из-за параллельного аналогового вещания), она не нужна зрителям (ограничивает выбор по сравнению с OTT и увеличивает в косвенной форме телевизионные расходы каждого россиянина). Эфирная цифра не нужна и стране - это устаревшая технология, не отвечающая современным требованиям (не обеспечивает интерактивность, HD, 3D и т.д.), - уверен Рафаэль Акопов. - В том виде, в котором программа перехода на цифру планируется сейчас, она скорее действует в интересах таких глобальных гигантов, как Google или Apple, серьезно упростив им задачу занять российский рынок. Кроме того, конечно, в выигрыше окажутся производители оборудования, требующегося для реализации ФЦП".
Рафаэль Акопов подчеркнул, что в результате реализации существующей ФЦП в России будут параллельно функционировать две системы дистрибуции телесигнала – OTT и эфирная цифра, которая будет построена на государственные деньги на базе устаревшей технологии, не обеспечивающая интерактивности, не предоставляющая зрителю дополнительные сервисы и проигрывающая конкуренцию за рекламные бюджеты. "В какой-то момент каналы, входящие в мультиплексы, будут из них выходить, поскольку затраты не будут окупаться - рекламно привлекательная аудитория будет утекать в OTT, - заявляет Рафаэль Акопов. - Эфирная цифра со временем превратится в телевизионный АвтоВАЗ". Если не внести изменения в ФЦП, к 2020 г. в России, по словам генерального директора "ПрофМедиа", останется лишь один канал - "РосПерГаз ТВ".
Александр Жаров не разделил переживаний Рафаэля Акопова. "Телевидение превратится в АвтоВАЗ, если мы не начнем цифровизацию, - отметил замминистра связи и массовых коммуникаций. - РТРС строит инфраструктуру и для ШПД, и для других современных каналов связи. Прекратить программу цифровизации - законсервировать эту работу. Мы стоим на этапе перехода, который уже начался. И ждать, как производители кареты, что бизнес вот-вот адаптируется к современным реалиям, бесполезно". "Очень рекомендую не демонизировать цифру, - посоветовал глава Роскомнадзора Сергей Ситников. - Страна большая, места хватит всем".
Представители крупнейших российских медиахолдингов согласны с тем, что телевидение "перетекает" в новые медиа, работающие в Интернете. По словам генерального продюсера холдинга "СТС Медиа" Вячеслава Муругова, 59% аудитории телеканала использует несколько медиа одновременно. "За прошедший год проводимое время за просмотром ТВ в Интернете выросло на 34%", - подчеркивает он. "С Интернетом вы можете управлять тем, что вы смотрите, - объясняет популярность интернет-телевидения гендиректор компании "ТНТ Телесеть" Роман Петренко. - Кроме того, с появлением интернет-телевидения доступ к зрителю перестал быть монополией – телеканал может открыть каждый".
|