19 сентября 2017, в рамках KYIV MEDIA WEEK 2017 прошла встреча правообладателей "Борьба с пиратством в Украине: Что сделано – Что делать?", организованная Инициативой "Чистое небо"
Экосистема пирата очень похожа на схему работы любого бизнеса. И это нужно понимать, начиная взаимодействие с нарушителем прав, его партнерами, а также при использовании возможностей борьбы в рамках законодательства Украины. Понимая, как именно пират строит свой бизнес, правообладатель может себя защитить. Именно об этом рассказывала руководитель Инициативы "Чистое небо" Екатерина Федорова в начале встречи. Эту мысль продолжил заместитель генерального директора по правовым вопросам "1+1 медиа" Вячеслав Миенко, который рассказал о новых механизмах борьбы с интернет-пиратством в правовом поле. Медиа группа уже имеет практический опыт взаимодействия с сайтами и хостерами Украины, Болгарии, Литвы и Сейшельских островов. Но не всегда собственники этих ресурсов дают обратную связь. В таком случае необходимо обратиться в Департамент интеллектуальной собственности с заявлением о правонарушении с целью наложения административного штрафа.
"После недавних изменений в законодательстве, штраф за нарушение порядка рассмотрения заявлений и блокирование контента составляет от 8500 до 34000 гривен. Но быстрых результатов пока нет. На сегодняшний день Департамент еще не укомплектован инспекторами. Но чем больше будет обращений от правообладателей, тем быстрее наладятся и структурируются процессы нового подразделения. Если государство будет видеть запрос от каждого из нас, то будет способствовать более оперативному обеспечению кадров для решения этих проблем. Кстати, если один сайт нелегально использует, например, 10 ваших продуктов, то можно смело с адвокатом составить 10 заявлений и требовать оплатить штраф за каждое нарушение отдельно",- отмечает Вячеслав.
О практической роли Киберполиции в борьбе с пиратством и о том, как взаимодействовать правообладателю с правоохранительными органами рассказал Сергей Кропива, подполковник полиции, руководитель Киевского управления Киберполиции Украины. Он определил основные шаги, которые необходимо пройти правообладателю, если онлайн-ресурс нарушает права: отправить письмо-подтверждение; подсчитать сумму нанесенных материальных убытков и подготовить документы, которые их подтверждают; при возможности провести предварительное экспертное исследование; подготовить заявление в правоохранительные органы; назначить человека, который обеспечит оперативную коммуникацию. Сергей подчеркнул, что обращение во многие правоохранительные органы одновременно, только тормозит ход решения вопроса.
Разговор поддержал директор юридической компании "Виндекс", юридический представитель по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности "Медиа группы Украина" Павел Миколюк. Он рассказывал об особенностях судебной защиты прав и рекомендовал правообладателям ответственно подойти к выбору искового объекта. Эффективнее выбирать большого игрока, чтобы победа над ним была показательной и для мелких пиратов.
Катерина Федорова и Владимир Илинг, глава Украинской Антипиратской Ассоциации (УАПА) рассказали о новом совместном сервисе http://blacklists.org.ua, который содержит список сайтов, к которым есть претензии правообладателей. Благодаря этому, у рекламодателей есть возможность ежемесячно получать на электронную почту актуальную информацию по ресурсам, которые являются нарушителями интеллектуальной собственности и уберечь свою команду от репутационных, финансовых и других рисков, не размещая на них рекламу.
То есть, чем больше правообладателей будут предоставлять свой список пиратов, тем больше компаний будут контролировать траекторию финансовых поступлений, тем самым вредить бизнесу пирата.
Владимир прокомментировалобновленную систему мониторинга, который проводит УАПА. Продолжил тему мониторинга недобросовестных сайтов Артем Лёзин, руководитель VOD портала 1+1 Digital, идеолог и разработчик сервиса по защите авторского контента в сети ИнтернетSUDUM.
"Мы столкнулись с проблемой активного роста соцсетей и онлайн-кинотеатров, которые воруют телевизионный контент. Учитывая огромную видео-библиотеку 1+1 media, которую необходимо защищать от пиратов, это еще необходимо делать оперативно и 24/7, поэтому важно очищать контент в первые часы его появления на пиратах. Спустя время мы создали сервис SUDUM. Мы удовлетворены результатами. За год было удалено более 150000 копий видео, рост траффика возрос в три раза, а более чем на 40% увеличился доход от видео-рекламы. Сегодня ТОП – 5 социальных сетей удаляют контент по нашему требованию (VK, Mail.ru, FB, OK, Instagram), ТОП-30 онлайн-кинотеатров удаляют или меняют контент на легальный. Поэтому бороться с пиратами возможно и несложно, я уверен, что это реально для каждого правообладателя. Готовы делиться опытом, если будут запросы от коллег", - рассказал Артем.
Следующим докладчиком стал коммерческий директор Star Light Digital Николай Фаенгольд. Он уверен, что пиратство – это бизнес, который мешает огромному количеству людей в кино- и телеиндустрии развиваться и получать достойную оплату за свою работу. Свою борьбу с пиратством они начали еще в 2013 году, создав Центр мониторинга контента, начали сотрудничество с ОТТ – провайдерами, изъяли все нелегальные приложения в AppleStore, Google, Samsung, LG, которые транслировали их контент. Также перешли на коммерческие отношения с провайдерами и в этом году уже подали первое заявление в Киеберполицию. По словам Николая, каждый правообладатель может защищать свой продукт, если создаст максимальное количество мест для размещения контента, будет использовать удобный сервис для пользователей и возьмет на работу человека, который будет заниматься мониторингом в Интернете.
На встрече присутствовала гостья из Польши, менеджер по управлению правами в Интернет и борьбе с пиратством, Вице-Президент Ассоциации Sygnał Анна Слобода. Она рассказала, что в Польше, по данным Deloitte Poland, каждый пользователь интернета в 2017 году, возрастом с 15-75 лет хоть иногда использует нелегальный контент. Несмотря на то, что они с 2002 года создали Ассоциацию и пытаются противостоять бизнесу пиратов, проблема еще остается. Анна говорила об их способах борьбы с пиратами. Некоторые из них очень похожи с украинской схемой, например, сервис для рекламодателей со списком сайтов, к которым есть претензии правообладателей.А вот другие уже пошли дальше – активное сотрудничество с полицией. Имеют и другой опыт, которым в будущем готовы делиться.
Модератором встречи выступил эксперт Института массовой информации, советник Smartsolutions Law Group Андрей Осипов. В завершении мероприятия он задал риторический вопрос залу: "Сколько еще времени необходимо ждать изменений?" И все согласились с тем, что если ждать, то долго. Поэтому он призвал правообладателей объединяться и бороться с пиратами сообща, не ожидая, пока они сами прекратят свою деятельность.
Инициатива "Чистое небо" была создана в 2013 году с целью развития легального аудио-визуального продукта и борьбы с сайтами, которые распространяют в сети контент с нарушением права интеллектуальной собственности. Ее основателями стали четыре крупнейшие медиа группы Украины - 1+1 Медіа, StarLightMedia, Медіа Група Україна и Inter Media Group.
|