Год назад театр "Мастерская Петра Фоменко" лишился своего художественного руководителя, создателя и наставника. Ушел из жизни великий режиссёр театра и кино – Пётр Наумович Фоменко. В память о нем на телеканале "Россия К" – программа "Творческий вечер в Доме-музее М.Н. Ермоловой" (9 августа, 22:50) и спектакли "Мастерской театра Петра Фоменко" (5-9 августа, 12:30).
Петр Фоменко не очень любил публичные мероприятия, посвященные своей персоне, поэтому "Творческий вечер в Доме-музее М.Н. Ермоловой" (9 августа, 22:50)с первых минут превратился в веселый, азартный разговор с друзьями, которых у него много и которыми он умел дорожить и гордиться. Эпизоды нелегкой театральной жизни, яркие моменты детства, воспоминания о друзьях – свою сложную и насыщенную биографию Фоменко превратил в серию искрометных монологов, за которыми чувствуются и мудрость, и горечь, и страсть большого Художника.В вечере участвуют: Юлий Ким, Татьяна и Сергей Никитины, Людмила Максакова, Кирилл Пирогов, Евгений Каменькович.
Цепь воспоминаний Фоменко строится не в хронологической, а в ассоциативной последовательности. Война, ее образ – и сразу воспоминание о друге – писателе Борисе Вахтине, чья повесть "Одна абсолютно счастливая деревня" стала одним из ярчайших спектаклей "Мастерской Петра Фоменко".
Вспоминая учебу у прославленных мастеров Художественного театра, Петр Фоменко рассказывает, каким хулиганом был в юности сам и как тяжело дались студенческие годы: в Школе-студии МХАТ консервативные педагоги видели в юном Фоменко начало "глубоко противопоказанного великой школе русского театра, после чего был отчислен". Потом была учеба на филфаке педагогического института, где судьба свела его с Юрием Визбором и Юлием Кимом, ставшими его друзьями на всю жизнь. Режиссировал знаменитые "капустники" и параллельно учился в ГИТИСе у легендарного Андрея Гончарова.
С особой иронией Петр Фоменко рассказывает о Ленинграде, где прошел плодотворный, но весьма нелегкий период жизни режиссёра. Именно здесь родился нашумевший, но не допущенный до премьеры спектакль "Новая Мистерия-Буфф" в театре им. Ленсовета. Официозные театральные критики нарекли молодого режиссёра "осквернителем праха русской классики".
Жизнь бросала его из театра в театр до тех пор, пока он не создал "Мастерскую Петра Фоменко" со своими учениками, работа с которыми всегда приносила ему необыкновенную радость, а они, в свою очередь, его боготворили. Евгений Каменькович отзывается о своем учителе как о потрясающем педагоге: "Все обожают репетировать с ним – просто с ним всегда интересно разговаривать, потому что он всегда говорит о деле. Он может и о жизни рассказывать, но в результате всё равно подводит тебя к тому, чем ты должен заниматься".
ПостановкиФоменко отличаютсяблестящим актёрским ансамблем, его спектакли ярко театральны и музыкальны. Для его режиссёрской манеры характерно построение спектакля по принципу иронического сопоставления контрастных эпизодов.Коллеги отзываются о нём как о театральном мастере контрастов, в нём "очень сильно лицедейское непредсказуемое начало", вот почему он так любил экспериментировать в жанре трагического гротеска.Для Петра Фоменко театр был особой стихией, он говорил так: "В театре было всё. Это всё – изменчиво безумно".
С 5 по 9 августа в 12:30 – спектакли театра "Мастерская Петра Фоменко" "Война и мир. Начало романа", "Триптих", "Семейное счастие", "Египетские ночи", "Волки и овцы".
|